Вальгусная деформация первого пальца стопы (Hallux Valgus)

Содержание статьи:

• Что такое плюсне-вальгусная деформация большого пальца стопы (Hallux Valgus)?
  • Симптомы вальгусной деформации большого пальца стопы (Hallux Valgus)
  • Причины вальгусной деформации большого пальца стопы (Hallux Valgus)
  • Диагностика Hallux valgus
  • Консервативное лечение вальгусной деформации большого пальца стопы
  • Когда производится операция при плюсне-вальгусной деформации стопы?
  • Минимальное хирургическое вмешательство при плюсне-вальгусной деформации стопы
  • Реабилитация и прогнозы после операции при вальгусной деформации большого пальца стопы
  • Что такое плюсне-вальгусная деформация большого пальца стопы (Hallux Valgus)?

Hallux Valgus — это широкораспространенное патологическое заболевание, заключающееся в изменении формы больших пальцев ног, при котором они занимают ошибочное положение под углом к другим пальцам. Из-за отклонения положения первой плюсневой кости и ее ошибочного положения внутрь стопы, происходят изменения направлений сухожилий большого пальца. Головка плюсневой кости в области большого пальцевого основания выпирает в сторону. В результате, образуется болезненная шишка.

Для Hallux Valgus типичная, болезненная шишка, возникает из-за повернутой внутрь выступающей головки плюсневой кости. Из-за нее происходит дискомфорт во время ходьбы, а также нарушение кровообращения, возвращающиеся опухоли, боли и воспаления.

При прогрессировании заболевания, начинает возрастать притеснение других пальцев ноги, они также могут начать принимать ошибочные положения, возможно образование, так называемого, молоткообразного пальца. Из-за ошибочного положения сустава большого пальца ноги, может происходить досрочное стирание хряща (артроз). Следующие симптомы прогрессирования заболевания: появление боли и образование мозолей под суставами других пальцев ноги как результат чрезмерных нагрузок на них. В большинстве случаев вылечить Hallux Valgus можно только при оперативном вмешательстве.

Симптомы вальгусной деформации большого пальца стопы (Hallux Valgus)

Самым отличительным симптом Hallux valgus является косое положение большого пальца ноги. В результате трения выступающего бугра пальца ноги о обувь, происходит болезненное воспаление сустава. Причина - воспаление синовиальных сумок сустава большого пальца ноги. В результате данного воспаления, также бурсита, бугор еще сильнее опухает. Приземление на большой палец ноги при ходьбе становится все более болезненным. Возрастающая нагрузка на переднюю часть ноги, приводит к боли в области остальных пальцев ноги.

Причины вальгусной деформации большого пальца стопы (Hallux Valgus)

Более 90% всех пациентов сообщают о наследственной предрасположенности к деформации первого пальца стопы. Но начать проявляться заболевание может лишь во второй или третьей части жизни. На рост бугра или шишки, таким образом, в первую очередь влияет образ жизни и связанный с ним, выбор обуви. Врождённая недостаточность соединительных тканей может способствовать Hallux valgus, однако, не может являться единственной причиной развития заболевания. Прежде всего, обувь на высоком каблуке с острым носом вызывают искажения в передней части стопы. Это могут быть: Hallux Valgus, поперечное плоскостопие и искажения маленьких пальцев ноги – молоткообразный палец.

Диагностика Hallux valgus

Постановка диагноза Hallux valgus производится после обследования ноги. Рентгенограмма дает справку об ошибочном положении костей внутри ноги и вместе с тем о размере изменений в суставе. На рентгенограмме также видны дегенеративные изменения суставов предплюсны и пальцев ноги, которые также подлежат лечению. Дополнительно может проводиться измерение нагрузок на ноги, которое представит коэффициент нагрузки в стоянии стоя и при приземлении ноги при ходьбе. Только в редких случаях требуется магнитно-резонансная томография.

Консервативное лечение вальгусной деформации большого пальца стопы

Лучший консервативный метод лечения – это профилактика Hallux Valgus с помощью тренировок, в которых мышцы ног укрепляются, а свод стопы становится стабильным. Ходьба босиком также является эффективной профилактикой против вальгусной деформации пальца стопы. Скользящие ортопедические протезы и стельки - лишь меры, облегчающее симптомы пациента. Как только проявились выраженные симптомы Hallux valgus, успешное излечение возможно только при оперативном вмешательстве.

Когда производится операция при плюсне-вальгусной деформации стопы?

Главная цель операции – устранение боли, которая возникает при ходьбе и ношении обуви. Немаловажен и косметический аспект. Большой палец ноги должен снова встать на свое место и выглядеть естественно. Через прямую постановку большого пальца можно снова вернуть походку и восстановить нормальную устойчивость при нагрузках большого пальца.

Изменения при вальгусной деформации охватывают спектр - от легких отклонений положений пальцев ног стопы до быстро прогрессирующих и касающихся всей ноги деформаций. Важно индивидуально подготовиться к операции соответствующей стадии заболевания.

На первой и второй стадии заболевания, как правило, достаточно провести комбинированное оперативное вмешательство на костях (головка плюсневой кости) и мягких тканях. При этом сустав может быть сохранен, а патологические отклонения стопы могут быть скорректированы. При этом пациент может довольно быстро после операции снова начать самостоятельно передвигаться в специальном ботинке без подлокотных костылей. Иногда вальгусная деформация третьей стадии также лечится посредством описанной операции.

Минимальное хирургическое вмешательство при плюсне-вальгусной деформации стопы

В современной хирургии имеется большое количество отточенных оперативных процессов, цель которых - коррекция ошибочного положения пальца при полном сохранении сустава ноги. Действует правило: чем больше отклонение пальцев стопы, тем более сложным будет операционное вмешательство. Поэтому врачи рекомендуют не дожидаться операции до тех пор, пока боль или другие симптомы не станут нестерпимы, а обратиться за консультацией при первых же признаках заболевания.

На сегодняшний день почти все операции при вальгусной деформации возможны с минимальным количеством имплантантационного материала. В некоторых случаях, если необходимо обеспечить быструю и большую нагрузку на ногу, в стопу могут вставляться стабильные диски-импланты. Такие послеоперационные осложнения, как ослабление дисков или имплантов стали сегодня очень редкими благодаря высокому качеству имплантов. Целью операции по Hallux valgus является восстановление нормального процесса движения сустава большого пальца ноги. Сохранение сустава ноги большого пальца всегда является целью оперативного вмешательства. Именно поэтому мы рекомендуем производить операцию скорее на ранних этапах, а не только в том случае, если боль станет нестерпимой.  Как правило, сустав, в таком состоянии уже безвозвратно поврежден.

Пациент не должен испытывать страх перед болью. Болеутоляющие средства помогут с ней справиться и легко перенести операцию.

После операции на Hallux Valgus мы рекомендуем ношение специальной фиксирующей обуви до 6 недель, чтобы освободить большой палец ноги от нагрузок и поддержать процесс заживления. После этого ношение обуви Вашего размера снова станет возможным. В течение первых дней оперируемую ногу нужно беречь, чтобы снизить риск возникновения отека.

Praxis Dr. Beberhold

im Orthopädie Centrum